О мерах, направленных на профилактику экстремистских проявлений в образовательных организациях Республики Алтай

О мерах, направленных на профилактику экстремистских проявлений в образовательных организациях Республики Алтай

Комплекс воспитательных мер, проводимый в образовательных организациях Республики Алтай, направлен, прежде всего, на воспитание уважительного отношения к историческому и культурному наследию народов Республики Алтай и Российской Федерации.

В этой связи во всех образовательных организациях утверждены планы по профилактике и предупреждению экстремистских проявлений.

В образовательных организациях ведутся журналы учета посетителей, обеспечивающие безопасное пребывание детей в здании образовательных учреждений, оборудованы информационные уголки с рекомендациями о действии граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций, устанавливаются видео наблюдение, тахограф и система Глонасс.

Созданы комиссии, которые ежемесячно проверяют художественную, учебную литературу на отсутствие информации экстремистской направленности. По результатам проверки составляются акты.

В целях профилактики экстремизма и терроризма школы  активно взаимодействуют с правоохранительными органами. Например, в сентябре 2016 года прокурором Улаганского района Тобоевым А.И. проведена со старшеклассниками района беседы на тему: «Правовая ответственность несовершеннолетних».

Формирование антитеррористической идеологии осуществляется через введение образовательных модулей дополнительной образовательной программы «Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма», интегрирование отдельных тем модулей программы в содержание учебных дисциплин «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Обществознание».

Например, в 57 (41%) общеобразовательных организациях, реализующих программы основного общего и среднего общего образования, введены образовательные модули дополнительной образовательной программы «Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма». Это 20 общеобразовательных организаций МО «Усть-Коксинский район», 16 – «Усть-Канский», 8 —  «Улаганский», «Онгудайский» — 3, «Чойский» -3, «г. Горно-Алтайск» -3, «Чемальский» — 1 и 3 образовательных организаций, подведомственных Министерству образования и науки Республики Алтай (РКЛ, РГ,  Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им. Г.К. Жукова).

Помимо этого образовательными организациями на основе программы «Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма» самостоятельно разрабатываются  воспитательные программы, направленные на противодействие экстремизму и терроризму.

Интегрирование отдельных тем модулей программы в содержание учебных дисциплин «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Обществознание» осуществляется в общеобразовательных учреждениях Шебалинского, Майминского районов.

В 14 общеобразовательных организациях Кош-Агачского района ведутся подготовительные работы по введению образовательных модулей, направленных на противодействие идеологии экстремизма.

В 2017-2018 учебном году планируется 100 % введение образовательных модулей дополнительной образовательной программы «Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма».

В целях реализации пункта 2.3 решения заседания Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Республике Алтай от 28 июня 2016 года Министерством образования и науки Республики Алтай  проведены 3 семинара на тему: «Межконфессиональный диалог в поликультурном пространстве Республики Алтай» (14 октября 2016г., 15 ноября 2016г., 9 декабря 2016г.).

В работе семинара приняли участие 144 педагога, в том  числе специалисты муниципальных органов управления образованием, руководители общеобразовательных организаций, заместители директоров по воспитательной работе общеобразовательных организаций, учителя ОРКСЭ, истории и обществознания и т.д. из Онгудайского (42 чел.), Усть-Канского (11 чел.), Усть-Коксинского (11 чел.), Кош-Агачского (10 чел.), Майминского (10 чел.), Чойского (10 чел.), Чемальского (10 чел.), Турочакского (10 чел.), Улаганского (10 чел.), Шебалинского (10 чел.) районов и  г. Горно-Алтайска (10 чел.).

В ходе работы семинаров рассматривались вопросы по современной религиозной ситуации в России, о роли конфессиональных религиозных традиций в воспитании и профилактике экстремизма, проблемам преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных организациях и профессиональной этике педагога в современных социокультурных условиях.

В 2016-2017 учебном году при выборе модулей учебного предмета «Основы мировых религиозных культур и светской этики» «Основы светской этики» выбрали 2336 обучающихся, «Основы мировых религиозных культур» — 588, «Основы православной культуры» — 260 обучающихся, «Основы исламской культуры» — 64 ребёнка, «Основы буддийской культуры» -1 обучающийся. Исходя из этого, следует отметить, что в современном  меняющемся мире распространение базовых общечеловеческих ценностей, подразумевающих  уважение ко всем религиям и убеждениям, выходит на первый план.

В образовательных организациях проводятся занятия с обучающимися  на темы: «Экстремизм, его источники и последствия», «Дружный класс —  без агрессии», «Учимся жить в мире», «Экстремизму нет», «Терроризму скажем — нет», личные беседы с обучающимися по поводу выявления экстремистских наклонностей, агрессивности, воспитания толерантного поведения, классные часы соответствующей тематики: «Мы против террора», «Терроризм и экстремизм – зло», «Я и право», «О правонарушениях несовершеннолетних», «Права и свободы человека и гражданина», «Я и общество», оформлены информационные наглядные материалы стенды: «Мир без насилия», День солидарности в борьбе с терроризмом, День памяти жертв терроризма, Нет терроризму. Организованы  выставки книг: «Береги здоровье смолоду», «Мы – за здоровый образ жизни», «Доброта спасёт мир», «Наша сила – в единстве».

Изучается фольклор, история, культура и традиции народов Республики Алтай на уроках  истории Горного Алтая, русской литературы, алтайской литературы, мировой художественной литературы. Издается учебно-методическая литература по этнокультурной составляющей содержания образования.

В рамках повышения квалификации проводятся практические занятия по мониторингу воспитанности обучающихся, организации воспитательной работы по формированию базовых национальных ценностей по направлениям: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

Поддержка национальных культурных традиций народов Республики Алтай осуществляется и через организацию и проведение в образовательных учреждениях внеклассных, общешкольных, республиканских мероприятий, посвященных празднованию 260-летия вхождения алтайского народа в состав России, 25-летия образования Республики Алтай, Дней алтайского и русского языков, Дню солидарности в борьбе с терроризмом, национальных праздников (Чага Байрам, Наурыз, Масленица, Праздник благопожеланий, фестиваль национальных культур «Дружба народов – единство России») с приглашением представителей общественных и религиозных объединений.

Принимаются меры по обеспечению соблюдения правовых механизмов блокирования информационных каналов проникновения через источники массовой информации в детско-подростковую среду элементов криминальной психологии, культа насилия, других откровенных антиобщественных тенденций и соответствующей им атрибутики.